Предельные отклонения размеров.

В современном машиностроении детали машин изготовляют взаимозаменяемыми. Это значит, что при сборке любая деталь из всей массы одинаковых деталей может быть соединена с сопрягаемыми с ней деталями без дополнительной обработки (подгонки), при этом получается требуемый вид соединения (посадка). Только при этом условии представляется возможным производить сборку машин поточным методом. Идеально точно обработать детали невозможно, всегда будут небольшие отклонения от требуемых размеров из-за неточности станков, на которых обрабатывались детали, неточности измерительных инструментов, которыми производится обмер, и др. Следовательно, для того чтобы детали удовлетворяли требованиям взаимозаменяемости, необходимо на чертежах указывать допустимые отклонения от номинальных размеров при данном виде соединения деталей.

Охватываемые поверхности


Основные понятия. При сборке двух деталей, входящих одна в другую (фиг. 625), различают охватывающую поверхность и охватываемую. У круглых тел охватывающая поверхность называется отверстием, а охватываемая - валом. В дальнейшем все понятия и определения, устанавливаемые для круглых тел, соответственно распространяются и на некруглые тела. Основной расчетный размер (фиг. 626), т. е. размер, поставленный на чертеже для данной части детали, называется номинальным размером.

Нижние и верхнее предельные отклонения


При установлении номинальных размеров для валов и отверстий необходимо расчетные размеры округлять, подбирая ближайшие большие размеры из ряда нормальных линейных размеров по ГОСТ 6636-60. Наибольший допустимый размер для осуществления требуемого соединения (посадки) деталей называется наибольшим предельным размером; наименьший допустимый размер для осуществления требуемого соединения (посадки) называется наименьшим предельным размером (фиг. 626). Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами называется допуском. Разность между наибольшим предельным размером и номинальным размером называется верхним предельным отклонением. Разность между наименьшим предельным размером и номинальным размером называется нижним предельным отклонением. На фиг. 626 показано верхнее положительное отклонение (со знаком +) и отрицательное нижнее (со знаком -). Однако не всегда наибольший предельный размер больше, а наименьший предельный размер меньше номинального размера. Обычно в случае неподвижной посадки наибольший и наименьший предельные размеры вала должны быть больше номинального размера (фиг. 627). При этом между соединениями деталей образуется натяг, величина которого определяется отрицательной разностью между диаметром отверстия и диаметром вала.

Случай неподвижной посадки


При подвижной посадке наибольший и наименьший предельные размеры вала должны быть меньше номинального размера (фиг. 627). При этом между соединяемыми деталями образуется зазор, величина которого определяется положительной разностью между диаметром отверстия и диаметром вала.При этом между соединяемыми деталями образуется зазор, величина которого определяется положительной разностью между диаметром отверстия и диаметром вала.

Виды посадок. Посадка определяет характер соединения двух сопрягаемых деталей и обеспечивает в той или иной степени за счет разности фактических размеров свободу их относительного перемещения или прочность неподвижного соединения. Посадки разделяются на три основные группы:
1) Посадки с натягом (неподвижные), при которых не должно происходить относительного перемещения соединенных деталей.
2) Посадки переходные.
3) Посадки с зазором (подвижные), при которых обеспечивается возможность относительного перемещения соединенных деталей.
Посадки с натягом (неподвижные) подразделяются на три вида: горячая (Гр), прессовая (Пр) и легко прессовая (Пл).
Посадки переходные разделяются на четыре вида: глухая (Г), тугая (Т), напряженная (Н) и плотная (П).
Посадки с зазором (подвижные) разделяются на пять видов: скользящая (С), движения (Д), ходовая (X), легкоходовая (Л) и широкоходовая (Ш).При повышенном тепловом режиме применяется еще тепловая ходовая  посадка  (ТХ).


Системы допусков. Для осуществления каждой из указанных посадок можно применить две системы допусков: систему отверстия или систему вала. Система отверстия (условно обозначается буквой А). При этой системе основной является деталь с отверстием, т. е. для каждого номинального размера различные посадки достигаются изменением диаметров валов при постоянных размерах отверстия (фиг. 628, а).

Системы допусков


В системе отверстия наименьшим предельным размером отверстия является номинальный размер, а наибольший предельный размер зависит от размера отверстия и класса точности. Система вала (условно обозначается буквой В). При этой системе основной деталью является вал, т. е. для каждого данного номинального размера различные посадки достигаются изменением размеров отверстий при постоянных диаметрах вала (фиг. 628, б). В системе вала наибольшим предельным размером вала является номинальный размер, а наименьший предельный размер зависит от размера (диаметра) вала и класса точности.

Из этих двух систем допусков наиболее часто применяется система отверстия, так как в этом случае требуемая посадка осуществляется за счет точной обработки вала с указанными для данной посадки предельными размерами. Точную обработку и измерение вала выполнять значительно легче, чем отверстия, так как вал обрабатывают снаружи. Систему вала применяют в том случае, когда по каким-либо причинам (например, если на валу большой длины установлено несколько деталей с различной посадкой) точно обрабатывать вал в разных местах с различными допусками гораздо труднее, чем обрабатывать отверстия различных деталей.


Классы точности. Для осуществления посадки одного и того же вида требуется различная точность обработки в зависимости от назначения и величины изготовляемой машины и ее частей. Вполне понятно, что для осуществления одной и той же посадки вала в подшипниках точного металлообрабатывающего станка и вала в подшипниках бетономешалки необходима различная точность обработки. В первом случае требуется очень точная обработка, чтобы не было ни малейшего перекоса вала во время работы станка, тогда как во втором случае можно допустить несравненно более грубую (а следовательно, и более дешевую) обработку.


Исходя из этих соображений, в зависимости от величины допусков, а следовательно, от величины зазора или натяга при одинаковых посадках и одних и тех же номинальных диаметрах различают посадки разной степени точности, группируемые по отдельным классам точности. По 1-му классу точности обрабатывают детали точного приборостроения: физические, астрономические и другие подобные им приборы, измерительные инструменты и т.п. По 2-му классу точности обрабатывают детали металлообрабатывающих станков, некоторые детали двигателей внутреннего сгорания, текстильных машин и тепловозов, требующие большой точности соединения, и т.п. По 3-му классу точности обрабатывают детали текстильных машин, детали тепловозов, тракторов и т.п. По 4-му классу точности обрабатывают детали сельскохозяйственных машин, строительных машин и др. По 5-му классу точности обрабатывают детали лебедок, тележек для перевозки и т. п. При размерах меньше 1 мм применяют 6-й класс точности. По остальным классам точности детали обрабатывают более грубо, например 7, 8 и 9-й классы точности применяют при штамповке и при обработке поверхностей, у которых на чертежах показаны свободные размеры, т. е. без добавления  величин отклонений. Классы точности 10 и 11-й применяют при грубой обработке деталей диаметром от 500 до 10 000 мм.
Кроме перечисленных классов точности, применяют добавочные к 2 и 3-му классам точности, которые обозначают и За.
На чертежах порядковые номера классов точности обозначают цифрами (индексами), поставленными после условного обозначения посадки. Цифры имеют меньший размер по сравнению с буквами, обозначающими посадку или систему допусков; их помещают немного ниже буквы. При обозначении 2-го класса точности, наиболее распространенного, индекс 2 не пишут, а подразумевают. Примеры обозначения классов точности (фиг. 629):

Примеры обозначения классов точности
а - Номинальный размер диаметра 100, отверстие детали должно быть обработано по 3-му классу точности без учета посадки (т. е. по системе отверстия);
б - Номинальный размер диаметра 100, данный элемент детали должен быть обработан по 2-му классу точности (индекс 2 не пишут), посадка скользящая;
в - Номинальный размер диаметра 100, данный элемент детали должен быть обработан по 4-му классу точности, посадка ходовая.


Указание посадок на чертежах. На чертежах деталей серийного производства часто не указывают числовых величин допускаемых отклонений, ограничиваясь тем, что около номинального размера ставят с правой стороны буквенное обозначение посадки или системы допусков с индексом, соответствующим выбранному классу точности. Размер шрифта буквенных обозначений такой же, как и для размерных чисел, индексы наносят более мелким шрифтом. На фиг. 630 показано нанесение размеров с обозначением посадок для двух сопрягаемых поверхностей (отверстия и вала) ∅ 25: а - при обработке по системе отверстия; б - при обработке по системе вала.


Указание на чертежах числовых величин отклонений. На чертежах индивидуального и мелкосерийного производства деталей обычно указывают не обозначения посадок или системы допусков, а соответствующие им числовые величины предельных отклонений, которые наносят на чертежах непосредственно после номинального размера более мелким шрифтом (верхнее выше, а нижнее ниже размерного числа). При нанесении размера над размерной линией числовые величины отклонений проставляют также над размерной линией (фиг. 631, а).

Указание на чертежах числовых величин отклонений


При нанесении размера в разрыве размерной линии числовые величины отклонений проставляют также в разрыве размерной линии (фиг. 631, б). При симметричном расположении поля допуска величина отклонения проставляется со знаком ± рядом с цифрой размера и одинаковым с ней шрифтом (фиг. 631, в). Отклонение, равное нулю, на чертежах не указывается (фиг. 631, г). Нанесение отклонений размеров углов показано на фиг. 631, д (градусы и минуты должны быть выражены целыми числами). При указании на чертеже условных обозначений посадок и вместе с тем числовых величин отклонений их проставляют, как показано на фиг. 631, е. В этом случае числовые величины отклонений рекомендуется заключать в скобки.

Указания посадок и допусков на сборочных чертежах. На чертежах деталей, изображенных в собранном виде, предельные отклонения размеров можно показывать по одному из трех вариантов:
а) В виде дроби; в числителе проставляют обозначения посадки или числовые величины отклонений для отверстия, а в знаменателе - для вала (фиг. 632, а).

Допуски о посадки на сборочных чертежах
б) То же, в виде дроби, но в числителе и знаменателе даются сокращенные надписи, поясняющие, к какой детали относятся данные числовые величины отклонения, а детали помечают порядковыми цифрами (фиг. 632, б);
в) Размер каждой детали с указанием отклонений и поясняющими надписями проставляют отдельно над своей размерной линией (фиг. 632, в).
В таблицах №44 >>> №45 >>> №46 приведены данные по допускам для различных посадок 2-го класса точности по системе отверстия. Дальше смотри:  Предельные отклонения расположения поверхностей и форм.