Из Германии в Бельгию.

Дальние странствия продолжаются. Я вновь один, и из-за урагана над Новым Орлеаном меня ждут существенные финансовые ограничения. Ну утонули американские платформы, а мы-то здесь при чем? При чем здесь цены на европейский бензин?

Лет двести назад во всей Европе было всего два известных купальных курорта: для бодрячков - Ницца и вообще Лазурный Берег, для людей слабых здоровьем и пожилых - бельгийский Остенде. Слава Лазурного Берега не утихает до сих пор, а об Остенде многие уже и не слышали. Тем более интересно посмотреть и прикоснуться. И дорога через Германию будет не та, что в предыдущем репортаже.

На этот раз выехал часов в десять утра. Были сборы недолги: набрать воды, очистить холодильник и помойку. Но быстрота сказалась тут же - забыл запасные носки.

Кратчайший маршрут в Бельгию - через Нюрнберг. Оттуда все просто - отличные бесплатные автобаны. А вот туда добраться посложнее. Мой Вай-ден стоит на древнем «золотом пути» - торговой дороге от Нюрнберга до Праги. Теперь прямого шоссе нет - чехи свой кусок автобана от Праги до германской границы уже лет пять как построили, а немцы чешутся еле еле. Только в нынешнем году автобан от чешской границы дошел до нашего 93-го. Следующий кусок, километров десять до Амберга, будут, наверное, еще десять лет мусолить - даже лес еще не вырублен. Конечно, и в самой Германии проблем много - в печати все время обсуждают недостаток трасс, постоянные «штау». Уже несколько лет, на моей памяти, идет реконструкция главной немецкой магистрали Берлин Мюнхен Вена, и неизвестно, когда она закончится. А тут эти чехи, они ведь пока не голосуют.

Из Германии в Бельгию

Поэтому путь до Амбер-га кривой и длинный. За Нюрнбергом проблем нет. В 11 часов я был там у друзей, подкрепился финансово и физически и отправился на Вюрцбург, Франк-фурт наМайне, Кельн. Через город проезжал только в Кельне, остальные миновал по объездным. Заночевал на стоянке километрах в тридцати от Кельна. Все стоянки разные. Есть скромненькие, у самой дороги, без туалета. Оптимальная средняя - в лесу, с туалетом и душем, с легковой стоянкой, отделенной от трей-лерной. Ну и растхофы каждые 50-70 километров, предлагающие заодно заправиться (в Германии на растхофах всегда в наличии 92-й, 95-й, 98-й, дизтопливо).

Кельнская стоянка - одна из лучших, с пешеходным переходом через автобан. Поужинал жареной картошкой и омлетом с ветчиной. Через полчаса я в городе. Поставил автомобиль на подземный паркинг у знаменитого собора, часок погулял, пофотографировал - и не могу найти свою машину. Я определил ее на первый этаж, на особенное, угловое инвалидное место, не подозревая, что под землю уходят еще три этажа. Пока я облазил их пешком (лифтом воспользоваться не удосужился) кончился срок оплаты, и автоматический шлагбаум отказался меня выпускать. Выбрался при помощи вездесущего негра-начальника.

Бродить по Кельну времени уже нет. Вперед! Приемлемых указателей тоже нет, приходится спрашивать. На красном светофоре пытаюсь объясниться по немецки с водителем стоящей за мной машины. Можете говорить по русски, я уже давно слежу за вашим номером, может, вы ко мне добираетесь. Езжайте за мной это вам почти по пути. Благополучно пересекаем обширные кельнские окраины, попутчик поворачивает направо, махнув рукой вперед. Гляжу - я уже на ахенском шоссе.

Германия красивый вид сверху.

Свернув с обходящего Ахен автобана по стрелке «в центр города», я в конце концов заблудился. Давно хотел посмотреть знаменитый ахенский «Дом». Его башня-колокольня - хороший ориентир. В прошлый мойприезд (в 1995-м) «Дом» был закрыт на внутреннюю реставрацию. На сей раз - весь в лесах снаружи. Была еще цель - коробка хороших конфет (коими Ахен славится по всей Германии) для парижских знакомых, но и солидный кондитерский магазин не попал под колесо.

В Германии из Кельна на Ахен и Бельгию идет автобан №4 (по европейской номенклатуре - дорога Е40). Он проходит и сквозь Ахен, но в центре упирается в пешеходную зону Приходится ее объезжать, а это смертельный номер. Хорошо, язык есть, с бельгийцами я худо-бедно поговорю, но что делать во Франции?

Языковую проблему я на собственной шкуре почувствовал в первый же приезд в Париж в мае 2003-го. Полный за-тык. Только французский! Легче было в Японии, где белый человек - обязательно англичанин, немец либо австралиец, а с ними всегда объяснишься. Или молодой японец в очках - тот непременно знает основы английского. Но во Франции - беда. Я, правда, тогда сам добрался до родни моего друга в Лувсьен - городок километрах в двадцати пяти от Парижа. Но это был подвиг на уровне одного из подвигов Геракла. Не знаю только, с которым сравнить...

Пришлось спросить пожилую женщину, шествующую по тротуару, как мне выезжать из Ахена - вперед или развернуться. От моего «Bitte, entschuldigen, madam» ее почему-то чуть Кондрат не хватил так она вздрогнула. И сразу заговорила по русски. Оказалось москвичка с Сивцева Вражка, почти геометрически точная землячка. Стоял я в правильном направлении, в сторону Льежа выехал по той же дороге Е40, только автобан был уже A3. Я решил не пользоваться объездным путем и немного посмотреть Льеж (Леттих, как называют его немцы) в надежде увидеть хоть остатки знаменитой крепости, упорно сопротивлявшейся немцам в Первую мировую при проведении «плана Шлиффена» (выход на Париж прорывом через Бельгию и Люксембург). При воплощении нового варианта этого плана весной 1940-го Льеж не выстоял и двух дней - война приобрела совсем иной характер.

Шоссе пересекает Льеж очень живописно, все время по набережной то ли реки, то ли канала. Этот «водовод» - известный Маас, впадающий в Голландии в Ваал, проток Рейна. Маас течет из Франции, собирая воду с Арденн, лесистой и холмистой местности. С выездом из Льежа проблем не было. Сразу вышел на 40-ю дорогу (здесь это автобан A3). Брюссель обошел с юга по объездной, и опять на 40-ю (теперь это автобан А10).

Здесь это автобан A3

Вообще бельгийские автобаны лучше всех. Они бесплатны и, кроме того, освещаются на всем протяжении. Обочины заасфальтированы, допустима не слишком длительная стоянка для мелкого ремонта. Единственный минус - ограничение скорости до ста тридцати. Но его можно пережить, тем более что мало кто с этим считается, а я, живущий в режиме общей экономии, в том числе и топлива, иду в основном около ста десяти и лишь изредка разгоняюсь до ста пятидесяти.

Миновав Гент и Брюгге, в середине дня я в Остенде. Сразу попадаю в центр, к железнодорожному вокзалу. Здесь же маленькая закрытая гавань, забитая яхтами различного калибpa от прогулочных до морских. От большой открытой гавани малую отделяет однопролетный подъемный мост я как раз попал в затор и ждал минут пятнадцать, пока его опустят.

Перво-наперво найти место для ночевки. Уже сложилась метода вдоль пляжа до упора. Вообще-то, до упора оказалось слишком сильным выражением. Остенде сложное образование. От старого города с собором у вокзала на запад идет пляж с набережной на два новых микрорайона Вестенде (это километров десять). Вдоль пляжа набережная-променад, вымощенная керамической плиткой. Между микрорайонами асфальтовая дорога. Вдоль променада скоростной, но редко ходящий трамвай (примерно раз в полчаса) и велосипедная дорожка с раздельным движением и цветной разделительной полосой посередине.

Бесконечный песчаный пляж и мелкое море (как в эстонском Пярну). Чтобы погрузиться по пояс, надо пройти метров 100-150. Я присмотрел местечко на обочине дороги, вплотную к песчаной дюне, на гребне которой приютилась вилла с двумя мужиками-обитателями. От меня до кромки воды метров сорок. Пару раз окунулся, зайдя по колено и нырнув с головой. Через каждые 400 метров в море уходят волноломы, весьма аккуратно выложенные гранитными плитами.

Миновав Гент и Брюгге, в середине дня я в Остенде.

Постоял, «позавтракал» (а времени уже около пяти пополудни) и поехал искать новое место: здесь слишком шумно. По дороге увидел нечто вроде военного музея, остатки немецкого «атлантического вала»  несколько 75-миллиметровых пушек на открытых площадках и тяжелые казематные орудия калибра, на вид около 152 миллиметров, в бетонно-стальных дотах. Темнело, да и времени фотографировать уже не было. Перед последним, третьим, микрорайоном свернул направо, на сравнительно спокойную площадку без сквозного движения. Скорость проезжающих изредка машин почему-то не более 20 км/час. Здесь я и встал на ночевку.

Спокойная площадка без сквозного движения.

Будильник запищал в 7:00, но я повалялся еще полчасика. Ополоснулся вышеописанным образом в Ла-Манше (глубина по колено, ныряешь с головой, протирая нос песчаным дном), вскипятил чаю и вперед. При помощи двух аборигенов нашел выход на 40-ю трассу. Проблем с языком нет все говорят по-немецки.

Дальше шоссе привело меня в своеобразный городок Нью-порт, расположившийся на конце узкой бухты, глубоко уходящей в берег. Дома не выше двух этажей, и все сложены из странного серо-бурого кирпича, производящего впечатление бывшего в употреблении. Однако скорее всего глина такая. На центральной площади - открытое кафе, непропорционально солидный для маленького города кафедральный собор из такого же кирпича. Время обедни, воскресенье, а в храме ни души. Сколько ни рыскал я по окрестностям (причем все улицы, кроме главной, с односторонним движением, что создает определенные трудности), так и не нашел супермаркета или хотя бы продмага.

Своеобразный городок Нью-порт

С печалью в душе покидаю Бельгию. Передо мной знак: круг из звездочек на голубом поле, знаменующий Европейский союз. Республика Франция. Впереди - Кале.