Горные лыжи геометрия скорости.

Спор о современных горных лыжах, как и о любом продукте высоких технологий, то есть о предметах почти совершенных, а значит, друг от друга не отличающихся, - спор скорее религиозный. Какого бога предпочесть? Кришну? Будду? Иегову? «Фишер»? «Соломон»? «Атомик»? Любой бог приблизит вас к истине ровно настолько, насколько вы сами являетесь средоточием добродетелей. Так же и любые лыжи приведут вас к слиянию с мирозданием ровно настолько, насколько это позволяет ваша техника катания.

Человеку, приступающему к выбору лыж, следует определиться с горнолыжными категориями, а именно с тем, в каком стиле он собирается кататься. От этого зависит тип лыж, который он выберет.

Горные лыжи геометрия скорости

Рейслинг. Этот тип катания предполагает наличие лыж спортивных - для участия в соревнованиях, для специального слалома, слалома-гиганта, могула (гонки по буграм т. д.).

Фрирайд. Здесь нужны лыжи для катания на неподготовленных склонах в основном по целине (глубокому пушистому снегу), например Salomon АК Rocket.

Олмаунтэн требует покупки универсальных всерельефных (для любых склонов и снежных условий) лыж, например Salomon X-Scream.

Фрикарв диктует необходимость приобретения лыж для экспертного катания в основном по подготовленным склонам, хотя в этой группе можно выделить так называемые универсальные карвинговые лыжи, менее чувствительные к неровному рельефу, например Salomon Crossmax.

Спорткарв. Те, кто катаются таким стилем, должны приобрести лыжи для любительского катания на невысоких скоростях в основном по подготовленным склонам.

• Фристайл новой школы - трюковое катание и прыжки как в сноупарке, так и на обычных склонах с различной степенью подготовки. Для него годятся, например, Salomon Teneighty.

Суперкарв, или фанкарв (он же радикальный карвинг), — карвинговое катание, как правило без палок, с сильным завалом корпуса на склон. За счет чрезвычайно глубокого бокового выреза на лыжах при катании возникает сильная центробежная сила. Для суперкарва подходят, например, Salomon Axecleaver серии Streetracer.

Скиборды, или сноублейды, - специальные карвинговые лыжи длиной как правило менее одного метра. Их выпускают с облегченным креплением без возможности автоматического сбрасывания при падении, что разрешено международными нормами безопасности при условии, что лыжи короче одного метра.

Основные характеристики лыж:

Длина (ростовка).

Ширина.

Жесткость (средняя, статическая /динамическая).

Распределение жесткости (по длине лыжи).

Торсионная жесткость (жесткость на скручивание).

Геометрия (глубина бокового выреза, радиус бокового выреза, закон или форма бокового выреза).

Ширина талии (ширина лыжи под ботинком).

Длина носка (расстояние от переднего крепления до носка лыжи).

Вибрационная характеристика (способность лыжи поглощать вибрации).

Ударопоглощение. Иногда чрезмерная увлеченность брендами и ценами приводит к тому, что люди забывают главное: лыжи — предмет материальный, имеющий такие характеристики, как длина и ширина. Что именно означает каждое физическое качество лыж как предмета и как вы себя будете чувствовать на длинных или коротких, мягких или жестких лыжах, обсудим подробнее.

Длина, свойства более длинных лыж:

Обеспечивают большую стабильность на скорости (при плоском ведении лыж).

Имеют большее время инерции - лучше стабилизируют положение корпуса.

Позволяют легче сбрасывать скорость (за счет большей длины канта).

Лучше идут по целине (глубокому снегу).

Свойства более коротких лыж:

На них легче поворачивать (большая верткость).

Позволяют лучше кататься на коротких склонах (лыжник успевает сделать больше поворотов).

На них легче кататься по льду (больше удельное давление на кант - лыжи лучше зарезаются в лед).

Лучше ведут себя на буграх.

Легче по весу.

Ширина, свойства более узких лыж:

Лучше ведут себя на льду.

Послушнее на буграх.

Более живые и поворотливые;

Легче по весу.

Свойства более широких лыж:

Лучше идут по глубокому снегу/целине.

Выше стабильность на скорости (на ровном склоне).

Больше устойчивость. Жесткость лыжи Свойства более мягких лыж.

Начинают правильно работать (прогибаться по дуге) с меньших скоростей.

Лучше амортизируют неровный рельеф.

Правильно сконструированные мягкие лыжи лучше держат на льду (при ведении лыж на кантах).

Лучше идут по целине (мягкому снегу).

Свойства более жестких лыж:

Обеспечивают импульсное мощное катание, стремительную переброску из поворота в поворот.

Лучше держат на льду (при поперечном проскальзывании канта).

Геометрия. На ценниках и в каталогах, как правило, есть информация, зашифрованная в цифрах, которые следует научиться читать. Например, 140 - ростовка лыжи в сантиметрах; ПО /73 /99 - промеры лыж в миллиметрах (ширина носка, талии и задника соответственно); 11,7 - радиус бокового выреза в метрах. Последние две величины - промеры и радиус бокового выреза - определяют так называемую геометрию лыжи. Радиус бокового выреза измеряют по специальной методике, и по нему можно судить о способности лыж к кар-винговому повороту.

Чем больше боковой вырез (меньше радиус поворота), тем более лыжа стремится идти по дуге и, следовательно, тем лучше она позволяет контролировать скорость при карвинговом катании. Модели с большим боковым вырезом - Rossignol 9S TI Oversize (29 700 руб.), Salomon Equipse SC (37 500 руб.), Atomic SL: 9m (24 800 руб.), Atomic ST: 11m (26 000 руб.).

Чем меньше боковой вырез (больше радиус поворота), тем более лыжа стремится идти прямо — следовательно, делает возможным более скоростное катание. Модели с меньшим боковым вырезом - Salomon Equipse GC (29 970 руб.), Atomic LT: 11m (26 000 руб.). Чем меньше длина лыжи (при одних и тех же промерах), тем более круто она способна поворачивать при карвинговом катании.

Боковой вырез у горных лыж

Ширина талии. Чем уже талия, тем выше скорость перекантовки (легче входить в поворот) и управляемость, чем шире талия — тем лучше лыжа ведет себя на глубоком снегу.

Длина носка. Большая длина носка обеспечивает лучшее поведение лыжи на глубоком снегу, лыжа легче «всплывает» в целине. Меньшая длина носка обеспечивает более легкий и быстрый вход в поворот.

Так что же нового предлагает нам открывающийся горнолыжный сезон? Например, производители знаменитых лыж Volkl в коллекции 2005-2006 года буквально поразили знатоков количеством нововведений. Перечислим их.

1. Полностью изменилась спортивная серия - на смену Р60 пришла не Р70, а принципиально новая серия Racetiger с новыми технологиями, геометрией и совершенно иным поведением лыж.

2. Радикально изменилась серия лыж для любительского катания: новая серия называется Unlimited и является объединением прошлогодних серий 7 24 и Energy, причем основу ее составляют более широкие модели, аналогичные Allmountain моделям серии 7 24.

3. Увеличено количество моделей в женской серии, которая теперь называется Attiva. В ней уже две женские версии SuperSport (Attiva 5 и 4) и настоящая рай-довая модель Attiva Queen с талией 87 мм.

4. Появилась новая система установки креплений - IPT Motion, которую применяют на нескольких топовых моделях лыж, и новая конструкция лыжи - Extended Double Grip. (Внимание! Крепления системы Motion несовместимы с рельсами системы IPT Motion.)

5. Выпущены модели, которым не было аналогов в прошлом году - вышеупомянутая женская Attiva Queen, мужские райдо-вые Unlimited АС4, V-ski Mantra и сверхширокая Sumo с талией 125 мм.

А теперь более подробно и по порядку. Спортивная серия Racetiger. Спортивные лыжи, особенно топовые слаломные модели, такие, как Volkl SL Racing, требуют от лыжника не только хорошей современной техники катания и скорости, но и отличной физической формы, и азарта, и желания работать. В противном случае лыжи просто себя не раскрывают, а новичкам катание на них может показаться опасным. Такое поведение спортивных лыж новой серии Racetiger обусловлено применением новой технологии Extended Double Grip и новой, более прямой, геометрии (радиус 12,7 для 160). Такая геометрия превращает лыжи из при-бамбаса для развлечений в специализированный спортивный снаряд.

Спортивные горные лыжи.

Не меньшей атлетичности требует от лыжника верхняя модель для гигантского слалома GS Racing. Здесь главное - скорость и еще раз скорость, все остальное лыжи сделают сами. Несмотря на возросшую жесткость лыж, у новых GS Racing напрочь исчезла свойственная прошлогоднему аналогу жесткая отдача при прохождении неровностей. В результате на высокой скорости и на жестком склоне удается создать невероятное ощущение надежности и мощности.

Младшая слаломная модель SC (Slalom Carver) немного проще и мягче, однако она все равно остается специализированным спортивным снарядом. Эта модель более понятная и хороша для спортсменов-любителей, относительно легких лыжников и спортсменок.

Младшая модель для слалома-гиганта RC (Race Carver) является наиболее демократичной моделью серии, причем речь идет все о том же надежном, быстром и мощном, но достаточно комфортном и прощающем ошибки карвере.

Серия SuperSport. Модель SuperSpeed предназначена для любителей действительно скоростной езды по подготовленным трассам. Но тем, кто освоил серию Racetiger, особенно ее топовые модели, SuperSpeed может показаться прогулочной палубой.

Абсолютная новинка серии - Allstar, она аналогична «шес-тизвездочной» модели в прошлогодней линейке SuperSport.

Однако это лыжи совершенно другой геометрии: талия у них - 70 мм, также они имеют новую систему для крепления (IPT Motion), и даже распределение жесткости основано на иных принципах. В результате Allstar довольно сильно отличаются от SuperSport 6 по характеру: они стали более мощными, стабильными и надежными, но несколько менее азартными. Кто катался на SuperSport 6, наверняка отметил характерную упругую работу пятки. Так вот, в новой модели такого нет. Ну нет и не надо. Не бог весть какая потеря! Лыжи и без того получились просто великолепными.

Лыжи серии супер спорт.

Модели SuperSport 5, SuperSport 4 и SuperSport 3 по сравнению с прошедшим сезоном конструктивно не изменились: они приятные и одновременно агрессивные, стабильные на любой скорости и цепкие даже на очень жестком покрытии. Особенно удивляет, что младшая и сравнительно «бюджетная» модель SuperSport 3 практически не уступает другим по стабильности, цепкости и надежности при агрессивном карвинге.

Volkl серии Unlimited является новинкой коллекции этого года и по сути объединяет две прошлогодние серии 7 24 и Energy Причем основной упор сделан на лыжи с относительно широкой талией, которые раньше считались ориентированными на внетрас-совое катание, а теперь слывут просто универсальными лыжами для больших гор.

Возглавляет серию самая широкая модель Unlimited АС4 с геометрией 125-82-102, ее можно рассматривать как полноценный вариант для фрирай-да. И в мягком снегу ширины таких лыж достаточно, и на трассе они просто удивили. Стабильность в ведении дуги и цепкость на жестком склоне находятся почти на уровне спортивных моделей, а относительно небольшой для такого класса лыж радиус поворота позволяет резать дуги не только большого, но и среднего радиуса с глубоким наклоном внутрь поворота. В прошлогодней коллекции у АС4 не было близкого аналога.

Модели АСЗ и АС2 можно считать повторением снятых с производства 7 24 Ехр и 7 24 Exs. Принципиально новыми эти лыжи назвать нельзя, однако претензий к поведению данных моделей нет, рекомендуем их более легким или менее агрессивным лыжникам в качестве универсального снаряда для катания по разным типам склонов.

Надо отметить, что весьма положительные отзывы заслужила одна из младших моделей серии Unlimited S2, предназначенная для подготовленных склонов. Многие эксперты отметили особое распределение жесткости (эластичный носок и более жесткая пятка), за счет которого лыжи получились очень легкими в управлении и одновременно достаточно стабильными и надежными. Даже тяжелые лыжники (под сто килограммов) отмечали, что Unlimited S2 их неплохо держит.

Самая младшая модель, S1, во многом похожа на S2, она представляет собой хороший бюджетный вариант для тех, кто недавно встал на лыжи, но собирается быстро прогрессировать.

В серии V-Ski собраны модели для наиболее «продвинутой» части горнолыжного сообщества - фрирайдеров, фристайле-ров и прочих апологетов свободы новой школы. Самые широкие лыжи Sumo имеют чудовищную геометрию 145-125-142, рос-товку 175 см и радиус поворота 24,9 м, они созданы для снега любой глубины и рыхлости.

Модель Sanouk (130-110-120) также предназначена исключительно для глубокого снега: лыжи имеют особую форму носа и пятку «ласточкин хвост». Длина (193 см) и специальное распределение жесткости (точнее сказать, мягкости) делают их непотопляемыми на целине, но малопригодными для использования на трассе. Sanouk нового сезона технологически ничем не отличаются от прошлогодних. Но зато какой у них нынче дизайн!

Новая Gotama принципиально не расходится со старой (130-105-122): сохранены тот же размерный ряд и такое же поведение. Однако некоторые различия все-таки есть: лыжи получили высокой плотности «скользячку» и шикарное матовое верхнее покрытие.

Женская серия Attiva. Лыжи этой серии разрабатывали (и тестировали) исключительно женщины и для женщин, они отличаются от мужских иными распределением жесткости, центровкой креплений, дизайном и меньшим весом.

Геометрия Queen Attiva совпадает с той, что существует у серии V-Ski, но лыжи более легкие и мягкие. Специально для удовлетворения эстетических потребностей прекрасного пола логотип Volkl на серии Attiva стилизован под изящную снежинку. Девушкам такое внимание производителей должно быть приятно.

Отдельным направлением разработчиков являются попытки создать универсальные лыжи, которые могли бы «проглатывать» бугры и уворачиваться от них, врезались бы в ледяные склоны олимпийских трасс и не тонули в целинном «пухляке», держали мощные дуги на склонах Эльбруса и Монблана и позволяли нарезать короткие трассы частым карвингом на московской «Нагорной». Также почти все универсальные лыжи хороши тем, что их можно покупать новичкам на вырост, что, во-первых, позволяет им быстрее прогрессировать в технике и, во-вторых, избавляет от необходимости обновлять модели каждый сезон по мере увеличения степени их мастерства.

Из таких лыж можно выделить Atomic Izor 7:5 и 9:7 для любителей комфортного и уверенного катания (19 ООО и 22 ООО руб. соответственно). Они одинаково стабильны практически на любых снежных склонах при любой технике катания начиная со средней. Годятся они и для неофитов. Salomon Streetracer 8 (21 ООО руб.) отличаются непринужденностью и предсказуемостью управления, хорошими возможностями при разной технике катания.

Хит сезона — Volkl Mantra. Жесткая целинная лыжа, геометрия которой 129-95-112, позволяет закладывать удивительно крутые дуги и на жестких подготовленных трассах. Секрет кроется в высокой продольной и торсионной жесткости лыж и «сандвичевой» конструкции. У этих лыж есть еще одна прикольная особенность - на трассе они издают характерный звенящий звук.

Экстрим на горных лыжах

В общем, и в этом убеждают нас модели от Volkl, совершенно не прав тот, кто считает, что производители горных лыж, рекламируя каждый год новые коллекции, морочат покупателям головы рассказами о якобы революционных изменениях, происходящих в горнолыжном производстве, а на самом деле ничего нового в индустрии лыж нет. Разумеется, головы нам немножко морочат. С эпохи неолита, когда некто одетый в шкуры догадался обстрогать две палки и привязать их к ногам, внешне мало что переменилось. Лыжники в Куршевеле и лыжники - персонажи наскальной живописи выглядят похоже: две руки, две ноги и четыре палки. Да и телега, в сущности, идентична автомобилю - четыре колеса по углам коробки. В общем, все сохраняется в этом мире. А мелочи непостоянства пусть останутся на совести высоких технологий.