Выполнение чертежа цилиндрической зубчатой передачи.

Очертание и размеры ведомого (большого) колеса (фиг. 529) взяты с фигуры 522 без изменения; ведущее (меньшее) колесо имеет тот же модуль 3,5 и число зубьев z2 = 12 следовательно, диаметр его начальной окружности d2 = mz2 = 3,5 × 12 = 42мм.

1. Проводим на виде слева касательно одна к другой начальные окружности ведомого и ведущего зубчатых колес, от точек их пересечения с вертикальной центровой проводим линии связи. Ведомое колесо изображаем таким же, как и на фиг. 522.

2. Для ведущего колеса определяем:

De2 = d2 + 2h' = 42 + 7 + 49 мм
Di2 = d2 - 2h" = 42 - 2 × 4,4 = 42 - 8,8 = 33,2мм
Dв = 1/6 × 49 = 8 1/6

Но так как диаметр отверстия очень мал, несколько увеличиваем его - берем Dв2 = 12 (размер стандартный). Размеры шпоночного паза принимаем по фиг. 522:

bпаза2 = 5;  t1(2) =2,1; размер Dcm2 берем согласно получившемуся при расчете диаметру отверстия 8 1/6 и округленному до 9; Dcm2 = 2 × Dв2 = 2 × 9 = 18 мм; L2 = 30 мм. Затем вычерчиваем в плоскостях П3 и П2 ведущее колесо, причем радиус закругления зубьев принимаем равным 1,5мм, а радиус R галтелей - равным 2мм.

3. Удаляем лишние линии и линии связи; обводим весь чертеж линиями соответствующих видов и толщины, наносим штриховку на разрезанные поверхности, проводим выносные и размерные линии и наносим размерные числа. Особое внимание уделяем изображению места зацепления зубьев, так как в данном случае ведущим колесом является нижнее, то его зуб показывают наложенным на зуб ведомого (верхнего) колеса и изображают его, как видимый, т. е. очертание зуба изображают сплошной основной линией; очертание зуба ведомого колеса изображают, как невидимый, - штриховой  линией. На виде слева, как уже было сказано, окружности выступов одного и другого колес в том месте, где они входят одна в другую, изображают штриховыми дугами.

Внутреннее зацепление.

В тех случаях, когда по конструктивным соображениям нельзя применять зубчатую передачу с внешним зацеплением, ее заменяют зубчатой передачей с внутренним зацеплением. Изображение такого зацепления показано на фиг. 530.

Внутреннее зацепление

Зубчатое колесо, находящееся внутри другого колеса, имеет очертание зубьев обычного цилиндрического зубчатого колеса. У другого колеса кривые очертания впадин должны соответствовать очертанию профиля зуба внутреннего колеса; толщина зуба и ширина впадины такие же, как у колес с внешним зацеплением. Обычно ведущим колесом является внутреннее.

Реечное зацепление.

Для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное или наоборот применяют зубчатое колесо, соединенное с рейкой. На фиг. 531 зубчатое колесо является ведущим, поэтому на разрезе его зуб показан сплошными основными линиями.

Реечное зацепление

Коническая зубчатая передача....